Колонка эксперта. Реализация крупных проектов дорожного строительства

Развитие транспортной инфраструктуры — одно из главных направлений деятельности на ближайшие годы, охватывающее как федеральные, так и региональные инициативы.
Так, в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в 2025 году будет отремонтировано около 3 тыс. км региональных и муниципальных дорог, ведущих к детским садам, школам и другим образовательным и досуговым учреждениям.
Отдельное внимание уделяется цифровизации скоростных трасс. Ключевой и уникальный проект Минтранса России совместно с Автодором — беспилотные коридоры. Беспилотные грузовики запустят от Казани до Санкт-Петербурга уже в 2026 году. В дальнейшем Минтранс РФ намерен масштабировать проект на другие регионы страны.
Около 3 тыс. км региональных и муниципальных дорог, ведущих к детским садам, школам и другим образовательным и досуговым учреждениям, будет отремонтировано в 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Большая часть работ должна быть завершена к старту нового учебного года. Об этом говорится в сообщении правительства со ссылкой на вице-премьера Марата Хуснуллина.
«Качественные и безопасные дороги, ведущие к школам, детским садам и вузам, — это необходимое условие для комфортной жизни детей, родителей и педагогов. Хорошее дорожное покрытие, продуманные пешеходные переходы, освещение и необходимые знаки снижают риск аварий. Кроме того, удобный путь облегчает работу школьных автобусов. В этом году по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» планируем привести в нормативное состояние 854 дорожных объекта — это более 3 тыс. км региональных и местных автомобильных дорог, ведущих к образовательным учреждениям», — сказал он.
Министр транспорта Роман Старовойт, слова которого также приводятся в сообщении, напомнил, что в 2024 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» было приведено в нормативное состояние 920 дорожных объектов, ведущих к образовательным учреждениям. Их общая протяженность составила более 3,1 тыс. км.
«При проведении работ мы внедряем комплексные решения: это устройство освещения, искусственных неровностей, пешеходных ограждений, нанесение разметки. Все эти мероприятия снижают риски на пути школьника. Такой подход уже хорошо зарекомендовал себя», — подчеркнул министр транспорта.
(30.06.2025 https://tass.ru/ekonomika/24093537)
Успешный опыт цифровизации скоростных трасс может быть применен в регионах. Сессия «Интеллектуальные транспортные системы и цифровые решения» на XI Форуме дорожных инициатив стала важной платформой для обсуждения ключевых аспектов реализации национального проекта «Эффективная транспортная система».
Открыл сессию заместитель Министра транспорта Андрей Никитин. «Автодор сегодня – локомотив цифровизации транспортной отрасли России. Ключевой и уникальный проект, который реализован совместно с Госкомпанией — беспилотные коридоры. Это стало возможным благодаря серьезной подоснове в виде камер и технологий искусственного интеллекта. Теперь нам предстоят сложные и важные задачи — обеспечение коммерческих перевозок грузов беспилотным транспортом в 2026 году по трассе от Казани до Санкт-Петербурга, а также тиражирование успешного опыта на регионы», — отметил он.
Обсуждались также новые цифровые решения, включая системы управления движением, которые позволяют оптимизировать транспортные потоки, снизить заторы и повысить безопасность на дорогах. Поднималась важность надежной мобильной связи для обеспечения работы ИТС. Искусственный интеллект был выделен как ключевой инструмент для анализа данных и автоматизации процессов управления транспортом. ИИ особенно актуален для предсказания и управления транспортными потоками, а также анализа поведения водителей и повышения уровня безопасности. Успешным примером его внедрения стала система «Свободный поток», которая уже работает на ЦКАД, М-12 «Восток» и А-289.
(29.05.2025 https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11904)
Реализацию крупных проектов дорожного строительства комментирует эксперт Волгоградского института управления - филиала Президентской академии Татьяна Иванова, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента:
«Одним из важнейших проектов, позволяющих связывать пространство России, является национальный проект «Инфраструктура для жизни», включающий в себя совершенствование дорожно-транспортной сети. Волгоградская область, транспортный каркас которой представлен федеральными магистралями Р-22 «Каспий» и А-260, крупными железнодорожными узлами, судоходными реками Волга и Дон, соединенными Волго-Донским каналом и имеющим выход к пяти морям, четырьмя грузовыми портами, международным аэропортом «Сталинград», играет в этом существенную роль. Она была отмечена сенаторами при проведении дней региона в Совете Федерации, где особо была подчеркнута ключевая роль региона в развитии коридора «Север-Юг».
В течение 2014 – 2024 годов в Волгоградской области построены, реконструированы и отремонтированы порядка 4,8 тыс. км дорог. В 2025 году планируется привести в нормативное состояние еще 387 км, из них 340 км — по нацпроекту «Инфраструктура для жизни». Особое внимание уделено дорогам, ведущим к образовательным учреждениям, школам, больницам, туристическим местам. На 15 дорогах общей протяженностью 11 км обустроят пешеходные переходы, установят светофоры, барьерные ограждения, дорожные знаки, нанесут разметку. В течение 2024-2026 годов в Ольховском районе Волгоградской области отремонтируют почти 40 км трассы, связывающей три муниципальных района. В 2025 году в Волгоградской области планируется ввод в эксплуатацию четырёх крупных дорожных объектов, входящих в систему международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». Общая стоимость их строительства составит 11,3 млрд рублей.
Эффективное использование финансовых ресурсов способствует дополнительному получению от федерального правительства Волгоградской области 4,6 млрд рублей на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Эта сумма станет частью общего финансирования региональных дорожных проектов на 2025 год, которое составит 23,1 млрд рублей. 4,2 млрд рублей пойдут на приведение в порядок магистралей регионального или межмуниципального, местного значения. На обновление транспортной инфраструктуры в селах выделят 293,5 млн рублей.
Волгоградцам и жителям области следует готовиться к новому этапу развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На XI Форуме дорожных инициатив прошло обсуждение ключевых аспектов реализации национального проекта «Эффективная транспортная система», одним из направлений которого является строительство и эксплуатация беспилотных логистических коридоров. К 2030 году в России планируется создать не менее 19,5 тыс. км беспилотных логистических коридоров, обеспечивая их использование, в том числе для коммерческих перевозок».