Колонка эксперта. Комплексная поддержка IT-сферы
Правительство утвердило постановление о запуске IT-платформы для разработки и принятия правовых актов.
С 1 октября 2024 года в России планируется запустить государственную информационную систему «Национальная единая среда взаимодействия участников нормотворческого процесса» (ГИС «Нормотворчество»). Постановление, утверждающее положение о ней, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Новая информационная система позволит создать единое электронное рабочее пространство для всех участников процесса разработки правовых актов с использованием отечественного программного обеспечения, адаптированного под законотворческий процесс. В ней разработчики проектов актов смогут привлекать к проработке документов соавторов и экспертов. В системе будут автоматически формироваться изменения к содержанию текстов, фиксироваться варианты альтернативных формулировок. На платформе планируется осуществлять межведомственное согласование, после чего проекты актов будут направляться на портал regulation.gov.ru для общественного обсуждения. Таким образом, новая система фактически должна обеспечить прохождение полного жизненного цикла подготовки проектов правовых актов.
Помимо этого, она позволит вести мониторинг процесса подготовки проектов федеральных законов, постановлений, распоряжений, приказов и других правовых актов на всех этапах их разработки и согласования.
Минэкономразвития начало испытания системы в тестовом режиме в 2023 году. Согласно подписанному постановлению, это ведомство определено оператором нового информационного ресурса.
Разработка ГИС «Нормотворчество» – часть федерального проекта «Цифровое государственное управление». Запуск этой информационной системы будет способствовать достижению национальной цели развития «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», которая определена майским указом Президента.
(13.09.2024 www.government.ru/news/52677/).
ФНС проводит открытый конкурс на сопровождение своих информационных систем, а также импортозамещение IТ-инфраструктуры и программного обеспечения (ПО). Информация об этом опубликована на портале госзакупок, максимальная стоимость контракта — 3,19 млрд рублей.
В программную архитектуру ФНС входят решения от Oracle, Microsoft и IBM. В связи с этим исполнитель должен обеспечить исполнение стратегии ФНС по импортозамещению, «с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей», как об этом сказано в приложенных к конкурсу документах.
Поставщику также необходимо обеспечить бесперебойное функционирование АИС «Налог-3», сервисов официального сайта и портала ФНС, а также федеральной информационной адресной системы, проводя работы по оптимизации и устранению дефектов ПО. Срок исполнения контракта — 7 августа 2025 года.
Срок подачи заявок на участие в конкурсе истекает 13 сентября. Ранее подобные проекты выполнялись АО «Главный научный инновационный внедренческий центр». Компания является разработчиком автоматизированной информационной системы ФНС России, как об говорится на ее сайте.
(12.09.2024 wwww.tass.ru/ekonomika/21846609)
Светлана Миронова, профессор кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Волгоградского института управления - филиала Президентской академии о комплексной поддержке IT-сферы:
«В настоящее время для информационной безопасности и в целом национальной безопасности государства важное значение имеет импортозамещение ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, переход на использование программ отечественного производства. Одной из угроз в этой сфере является потенциальная или реальная опасность, связанная с утечкой информации или несанкционированными, непреднамеренными воздействиями на неё. Поэтому так важно исключить подобные риски при использовании зарубежных программ и продуктов, обеспечить технологический суверенитет Российский Федерации. В настоящее время данные становятся основой экономики. Ещё в 2014 году Комиссия ООН по науке и технике в целях развития отмечала, что данные становятся критическим ресурсом и определяющим фактором эффективности деятельности и организаций и государственных органов в рамках не только ИКТ, но и всей экономики. За последние 10 лет этот тезис только подтверждается. Например, мы видим, как много данных аккумулирует Федеральная налоговая служба. Эти данные используются не только самими налоговыми органами в целях осуществления налогового контроля и сбора налогов, но и для передачи другим лицам, например межведомственным комиссиям по противодействию нелегальной занятости. Таким образом, эти вопросы должны быть урегулированы надлежащим образом».