Колонка эксперта. Комплексная поддержка предпринимателей

Государство сегодня активно поддерживает различные слои населения, желающие заняться предпринимательством. Так, Минэкономразвития России реализуется программа «Мама-предприниматель». Главная цель проекта — помочь женщинам с детьми и находящимся в декрете сделать первые шаги в бизнесе.

Оператор программы «Мама-предприниматель» — АНО «Мой бизнес — мои возможности» — предлагает бизнесу стать партнером по реализации дополнительных образовательных треков и проведению федерального этапа. О желании стать партнером проекта уже заявили более 100 компаний со всей России.

Программа «Мама-предприниматель» реализуется Минэкономразвития России под личным кураторством заместителя министра экономического развития России Татьяны Илюшниковой. Главная цель проекта — помочь женщинам с детьми и находящимся в декрете сделать первые шаги в бизнесе. Региональные этапы программы «Мама-предприниматель» проходят в формате пятидневного обучения. Участницы изучают основы предпринимательства: анализируют рынок, ищут способы привлечения инвестирования, составляют финансовую и маркетинговую стратегии. Также они общаются с действующими предпринимателями, посещают успешные компании региона.

На основе полученных знаний они должны доработать свою бизнес-идею и презентовать ее экспертному жюри. Комиссия оценивает рентабельность представленных бизнес-моделей, экономическую обоснованность, оригинальность идей и их востребованность на рынке. Лучший проект получает грант в размере 100 тыс. рублей и другую поддержку. В 2024 году программа пройдет в 70 субъектах России.

Помимо региональных модулей, состоятся сквозные онлайн-треки программы: «Мама-экспортер», «Мама в туризме», «Мама на селе», «Мамы. Дети. Бизнес». В конце года пройдет федеральный этап программы. Заявить о желании стать партнером по реализации этих мероприятий мог и бизнес.

«75% предпринимателей развивают свой бизнес в партнерстве друг с другом, компании стараются создавать вокруг себя бизнес-экосистемы. Мы строим программу «Мама-предприниматель» по такому же принципу: за последние годы она выросла из образовательного проекта в большую площадку для нетворкинга и коллабораций участниц, создания новых партнерских продуктов», — поясняет Татьяна Илюшникова.

Подать заявку на участие во встрече для потенциальных партнеров программы «Мама-предприниматель» могли производители сувенирной продукции, создатели образовательных программ, туристические компании и агентства, эксперты с опытом в экспортной деятельности и развитии сельского хозяйства, компании, заинтересованные в информационном партнерстве, и другие.

«На сегодня мы получили более 100 различных предложений о сотрудничестве в рамках программы «Мама-предприниматель». Предприниматели предложили предоставить для проекта сувенирную продукцию, организовать обучение и даже открыть совместный бизнес с будущими участницами программы. Мы уже провели первые встречи. В дальнейшем планируем повторить такую практику», — прокомментировал Лев Кузнецов, председатель правления Национального агентства развития предпринимательства «Мой бизнес — мои возможности».

www.economy.gov.ru/material/news/tatyana_ilyushnikova...

www.economy.gov.ru/material/news/bolee_100_kompaniy....

Комментирует доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления – филиала Президентской академии, кандидат экономических наук, доцент Биткина Ирина Константиновна:

«Развитие малого бизнеса невозможно без комплексной поддержки различных категорий населения, планирующих в будущем заниматься бизнесом. Значимым инструментом здесь выступает обучения, которое должно учитывать потребности каждой из категорий потенциальных предпринимателей. Отдельно здесь можно выделить молодых мам: многие из них имеют предыдущий профессиональный опыт, кто-то стал мамой во время получения специального образования, но каждая из них планирует совмещать профессиональную деятельность с воспитанием ребенка. И предпринимательство здесь дает отличные возможности: это и гибкий график, и возможность удаленной работы, а также прекрасный вариант творческой самореализации.

Значимость женщин на рынке труда достаточно давно исследуется экономистами. Так, Нобелевской премией по экономике была удостоена Клаудиа Голдин, исследовавшая такие вопросы изменения в оплате труда мужчин и женщин, а также различия в факторах их успешной карьеры. Основные выводы исследования показывают, что в странах, где на рынке труда женщин представлено больше, повышается производительность труда, качество продукции, а также растет общий уровень занятости в экономике.

Положительное влияние женского предпринимательства можно отметить и на экономику каждого региона. По данным Евразийского женского форума, индекс женской деловой активности достиг 73,7 пункта. Это достаточно высокое значение – оно может быть обусловлено как влиянием внешних факторов (например, активная реализация программ по импортозамещению), так и внутренних (изменение отношение к предпринимательству, активное внедрение обучающих программ). При текущем значении индекса можно говорить в целом о благоприятной предпринимательской среде в российских регионах.

Еще одним каналом положительного влияния женского предпринимательства на региональную экономику может стать развитие семейного бизнеса. На данный момент на предприятиях Юга России есть немало примеров семейных предпринимателей, руководителем которых являются именно женщины: это и такие крупные организации, как ростовский банк «Центр - Инвест» (Татьяна Высокова совместно с мужем Василием Высоковым), невиномысские компании – типография «Оптима» (руководитель Надежда Швалова), завод по производству бытовой химии и  парфюмерно-косметической продукции «Арнест» (руководитель – Елена Сагал), так и представители малого бизнеса – ростовская джелатерия Мамма Mia da Federico олимпийской чемпионки по гандболу Владлены Бобровниковой. Наши героини - не только успешные предприниматели, но также жены и мамы, которые начинали свой бизнес, когда их дети были еще малышами. Это является отличным подтверждением возможности успешного совмещения предпринимательской карьеры с ролью жены и мамы.

Указанные предприятия прекрасно справляются с задачами импортозамещения – так, завод «Арнест» выпускает продукцию под такими популярными брендами MOSQUITALL, Symphony и которые являются отличной альтернативой ушедшим с российского рынка брендам, создавая рабочие места для населения региона, выплачивая налоги в региональный бюджет, создавая источники финансового обеспечения важных региональных социальных инициатив. Это еще раз подчеркивает важность поддержки женского предпринимательства в российских регионах.

По этой причине программа «Мама – предприниматель» является социально значимой и будет достаточно востребованной среди молодых мам регионов Южного федерального округа».