Новости
/ Экспертное мнение

Споры вокруг контроля над просветительской деятельностью

28
января
2021
Споры вокруг контроля над просветительской деятельностью

В последнее время в сфере федерального законотворчества разворачивается противостояние между законотворцами и научной общественностью. Суть проблемы – проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» т.е. попытка внести дополнения, которые узаконивают просветительскую деятельность, а также передача правительству страны полномочий по ее регулированию, причём ключевым словом здесь является слово «контроль». Против законопроекта единогласно выступило руководство Российской академии наук и научная общественность, собрав подписи под соответствующей петицией.

Свою позицию по этому вопросу высказывают и представители волгоградской сферы образования. Так, в частности,   доцент кафедры теории и истории права и государства Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, специалист в сфере правовых основ обеспечения национальной безопасности Михаил Козюк поддерживает точку зрения общественности.

– Я считаю, что в данном случае общественность права. Дело в том, что законодатели совершили чисто техническую ошибку в области юридической техники. Речь идёт о неправильном определении предмета правового регулирования. Ведь как объясняют инициаторы законопроекта необходимость его принятия? Тем что, что лица и организации, ведущие подрывную деятельность против государства, часто маскируются под просветительские. Соответственно, правительство должно ввести меры контроля, чтобы таких возможностей «враги» не имели. Однако, совершенно не игнорируя проблемы информационных войн, которые в последнее время становятся все интенсивнее, хочется все же, чтобы оружие в этой войне было эффективным и не било по «своим».

Для предотвращения ущерба от враждебных информационных операций существует специальное законодательство о противодействии экстремизму, которое включает и соответствующие федеральные законы и нормы уголовного и административного права. Конечно, они требуют совершенствования, что, кстати, и происходит, а также, что немаловажно, созданы процедуры их реализации.

Обсуждаемый же законопроект пытается внедрить эти положения в законодательство об образовании, что как минимум технически ошибочно. Просвещение это сфера гораздо более широкая, чем образование и включает в себя и культуру и науку. Например, создать проблемы для духовной безопасности населения можно и музейной выставкой и спектаклем, а они к образовательной деятельности отношения не имеют. Кроме того основной довод сторонников законопроекта некорректен. Дело в том, что враждебные структуры, мимикрируя конечно будут рядиться под различные легальные формы: образовательные, религиозные, средства массовой информации. И проблема не в том, как они себя позиционируют, а в том, чем они на самом деле занимаются.

           

            Между тем, даже если законопроект будет принят, а наши законодатели редко обращают внимание на протесты оппонентов, сама эта история может сослужить и добрую службу. Дело в том, что она обратила внимание на такую важную сторону духовной жизни народа как просвещение. Вообще государство должно всемерно его поддерживать и развивать. К сожалению, у нас так получилось, что эта сфера не стала актуальной, хотя например в 2015 году был издан указ Президента России «О создании Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание». Понятно, что просвещение это сфера преимущественно общественной самодеятельности. Однако вполне может быть разработан и принят федеральный закон о поддержке просветительской деятельности, с минимумом бюрократических ограничений и извращений. Всемерная поддержка просветительской деятельности должна быть обеспечена и на уровне Волгоградской области как субъекта федерации. Ведь согласно поправкам Конституции России общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, молодёжной политики являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.



<<

Контакты

Главный корпус
Учебный корпус
Приемная директора
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8
Телефон: +7 (8442) 24-17-36
E-mail: referent@vlgr.ranepa.ru

Приемная комиссия
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8
Телефон: +7 (8442) 24-17-43
E-mail: priem@vlgr.ranepa.ru

Информация для абитуриентов
Пресс-служба
Телефон: +7 (8442) 24-17-19
E-mail:karagodina-ea@vlgr.ranepa.ru
redactor@vlgr.ranepa.ru

Информация для журналистов

Президентская академия – национальная школа управления