Консолидация регионального сообщества вокруг общей идеи

В Волгоградском институте управления в рамках работы Школы кадрового резерва состоялась публичная лекция декана факультета ГМУ Юлии Дроздовой «Региональная идентичность: механизмы и технологии формирования (на примере Волгоградской области)».

Подробнее

Кто и как формирует региональную идентичность? С какого возраста она формируется? Какова роль власти и СМИ в ее формировании? Почему инертная социальная среда затрудняет формирование региональной идентичности? Как влияет имидж региона на региональную идентичность? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в ходе лекции.

Для России феномен региональной идентичности – явление новое, – начала свою лекцию Юлия Алексеевна. – С 1991 года, когда началась регионализации постсоветского пространства, люди переживали состояние социальной травмы, кризис идентичности советского человека, появляются новые основания для соотнесения, отождествления себя с определенными общностями.

Лектор проанализировала результаты социологического опроса жителей Волгоградской области, проведенного в 2019 году в рамках реализации гранта РФФИ № 19-411-340002 «Территориальные общности в условиях социальных трансформаций: социолого-управленческий анализ». Проведенное комплексное эмпирическое исследование позволило выявить этнические, социально-экономические, культурные, политические, поведенческие и эмоциональные компоненты в структуре региональной идентичности. Региональная идентичность проявляется и как общность интересов, социального статуса, возможности самореализоваться на определенной территории; и как система коммуникации власти – СМИ – общества, направленная на сохранение и развитие культурного наследия, героической истории, создание позитивной событийности в настоящем и будущем.

Волгоградская область относится к «традиционному, запаздывающему типу» регионов, согласно научной классификации. Поликультурный, многоэтнический, интеграционный вариант развития, по мнению Ю. А. Дроздовой, позволяет в процессе взаимодействий сохранить исходную самобытность социальных общностей и региональных групп, влияет на замедленный темп региональной идентификации.

Лектор отметила, что структура региональной идентичности определяется всей совокупностью регионообразующих факторов, но конструирование региональной идентичности связано, прежде всего, с деятельностью органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

Региональная идентичность конструируется, по мнению Ю. А. Дроздовой, консолидацией сообщества вокруг общего дела или общей идеи, множествами субъектов. А на ее формирование, структуру, темпы, смысловое содержание оказывают влияние как внешние факторы (законодательные изменения в федеральной и региональной политике, макрооэкономические условия, содержание и характер информации о регионах в центральных СМИ) так и внутренние (региональные условия и ресурсы, намерения и действия органов власти и управления, наличие НКО и общественных объединений, исторический опыт существования региона, содержание и характер информации о регионе в региональных СМИ и т.п.).

Региональную идентичность, таким образом, можно рассматривать как результат взаимных контактов, соглашений и противостояний, взаимодействий населения, СМИ, органов государственной и муниципальной власти, научного сообщества, политических партий, общественных движений, объединений, выражающих бесчисленное количество групповых интересов, с которыми жители региона себя идентифицируют, и которые взаимно пересекаются, дополняются, выступая гарантом демократии и развития российских территорий.