Колонка эксперта. Модернизация общественного транспорта

Одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года и перспективу до 2036-го является обновление общественного транспорта. Согласно соответствующему указу, подписанному президентом РФ Владимиром Путиным летом 2024 года, в ближайшие шесть лет до 85% парка общественного транспорта в агломерациях и городах должно быть не старше нормативного срока эксплуатации.
С учетом этих показателей сформирован и паспорт нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Как отметил председатель правительства Михаил Мишустин, в следующие шесть лет в российские регионы будет поставлено более 33 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов и других видов общественного транспорта.
Модернизация подвижного состава делает повседневную жизнь комфортной и улучшает качество окружающей среды. Президент Владимир Путин отмечает, что городской пассажирский транспорт — важная, неотъемлемая составляющая транспортной системы страны. «Он играет значимую роль в укреплении межрегиональных и международных связей, развитии промышленного производства, сельского хозяйства, бизнеса, во многом определяет качество жизни людей», — подчеркивает глава государства.
Пассажиропоток авиакомпаний России в 2024 году вырос на 5,9% по сравнению с 2023 годом и составил 111,7 млн человек, следует из итоговой статистики Росавиации. На рейсах по России перевезено 84,7 млн пассажиров (рост на 2%), на международных рейсах - 27 млн человек (рост на 20,1%).
«Воздушный транспорт продолжает стабильно выполнять свою стратегическую роль в интересах развития России. Несмотря на внешнее санкционное давление, результаты авиаперевозок перекрыли уровень 2021 года. Минтранс и Росавиация продолжают выполнять поставленные Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным задачи по увеличению авиационной подвижности наших граждан, удобному и доступному приобретению билетов пассажирами, обновлению аэропортовой инфраструктуры. Отдельное внимание на постоянной основе уделяется обеспечению безопасности авиаперевозок», - сообщил Министр транспорта Роман Старовойт.
(31.01.2025, https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11689)
В 2024 году ОАО «РЖД» направило на обновление тягового подвижного состава 137,7 млрд рублей. На сеть железных дорог поступило 562 локомотива. Все они - отечественного производства.
В структуре закупок – 336 электровозов, в том числе 303 грузовых: 2ЭС5К - 108 единиц, 3ЭС5К - 69 единиц, 4ЭС5К — 14 единиц, 3ЭС5С - 2 единицы, 2ЭС6 - 60 единиц, 3ЭС6 - 50 единиц. Для вождения пассажирских поездов закуплено 12 электровозов ЭП1М и 21 - ЭП2К.
Объем поставок тепловозов составил 226 единиц, в том числе 4 пассажирских тепловоза ТЭП70БС. Парк грузовых тепловозов, наряду с машинами 2ТЭ25КМ (18 единиц), уже работающими в том числе на БАМе, на участках со сложным профилем пути, пополнили 23 новых имортозамещенных локомотива серии 3ТЭ28.
Объем закупок маневровых тепловозов составил 181 единицу, в том числе 175 машин самой массовой серии ТЭМ18ДМ. Кроме того, закуплено 6 маневровых локомотивов ТЭМ23 с двухдизельной силовой установкой, обеспечивающей экономию топлива до 30%.
(24.01.2025, https://www.rzd.ru/ru/9284/page/3102?accessible=true&id=311091)
— Работа ВЭБ.РФ по направлению «Городская экономика» охватывает уже 95 российских городов, объем проектов городского развития, реализуемых с участием ВЭБ.РФ (в период с 2020 - 2024 гг.) составляет более 2 трлн рублей. ВЭБ.РФ за этот период направил на реализацию проектов городского развития 459,2 млрд рублей, включая кредитные средства, гарантии и поручительства.
Первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Николай Цехомский: «В фокусе ВЭБ.РФ - улучшение качества жизни людей через достижение национальных целей развития страны. Мы ведем работу по городскому развитию уже на протяжении более чем четырех лет. В 2024 году открыто финансирование по 10-ти новым проектам общей стоимостью 75,6 млрд рублей. Это проекты в сфере развития городского транспорта, аэропортовой инфраструктуры, ЖКХ и городской среды, туризма и рекреации. В высокой степени готовности находится еще 14 проектов на 128,3 млрд рублей.
Измерение социальных эффектов от происходящих перемен в городах идет через открытую аналитическую платформу качества жизни - «Индекс качества жизни ВЭБ.РФ», которая охватывает 250 крупнейших городов России».
(29.01.2025, https://veb.ru/press-tsentr/60826/)
Модернизацию общественного транспорта комментирует эксперт Волгоградского института управления - филиала Президентской академии Татьяна Иванова, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента:
«Современный человек становится все более мобильным. Деловые поездки, туризм – неотъемлемая часть нашей жизни. Во многом этому способствует развитие общественного транспорта, повышение его комфортности и скорости передвижения. Только за 2024 год общественный транспорт Волгограда перевёз порядка 100 миллионов человек.
В августе 2024 года министр транспорта РФ Роман Старовойт назвал Волгоградскую область в числе лидеров по программе модернизации всей системы общественного транспорта. Впереди нас ждет решение еще более амбициозных задач, поставленных Губернатором Андреем Бочаровым: выйти на объем перевозок примерно 500 тысяч пассажиров в сутки.
На это нацелены планы, разработанные до 2030 года, которые отражены в региональном проекте «Развитие общественного транспорта» нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Например, в нем намечены мероприятия по развитию наземного электрического транспорта общего пользования, направленные на достижение к 2030 году реализации общественно значимого результата по обновлению подвижного состава и инфраструктуры в городах и агломерациях, до нормативного состояния к 2030 году не менее 85 % парка транспортных средств. В нашей области этот показатель планируется превысить уже в 2027 году. В региональном проекте поставлена цель достигнуть к этому году уровня исполнения концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании городского округа города-герой Волгограда до 100% уровня с базового значения 2024 года 40%. Для этого в консолидированный бюджет области заложено 1747132,63 тыс.руб».