Колонка эксперта. Формирование инновационной образовательной среды

С каждым годом в России появляется всё больше возможностей для развития детей и молодежи. Государство особое внимание уделяет развитию современной инфраструктуры и формированию инновационной образовательной среды.
В настоящее время готовится стратегия развития образования РФ до 2036 года с перспективой до 2040 года. Она будет учитывать современные вызовы, среди которых стремительное изменение рынка труда. Представители 89 субъектов РФ участвуют в разработке стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года, в том числе школьники, студенты и их родители.
Заказчики целевого обучения будут иметь возможность ознакомиться с поданными заявками абитуриентов до зачисления на обучение. Об этом сообщили в аппарате вице-премьера РФ Татьяны Голиковой по итогам заседания межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда.
«Предложения по целевому обучению будут формироваться заказчиками и размещаться на платформе «Работа России». Сведения о заявках на заключение договора целевого обучения и сведения о зачислении на обучение в электронном виде будут размещаться на платформе образовательными организациями. Заказчики будут иметь возможность знакомиться с поданными заявками до зачисления на обучение и в особых случаях, связанных, например, с медицинскими противопоказаниями, согласовывать кандидатов на заключение договора о целевом обучении», — говорится в сообщении.
Кроме того, при целевом приеме предусмотрен приоритет для тех, кто обучался в профильных классах или участвовал в профориентационных мероприятиях заказчика. Участие в таких мероприятиях будет рассматриваться как индивидуальное достижение с начислением дополнительных баллов, которые войдут в сумму баллов для ранжирования конкурсных списков.
«В стартовавших с текущего года национальных проектах «Кадры» и «Молодежь и дети» четко сформулированы показатели трудоустройства, которые должны быть достигнуты. Это требует существенного увеличения числа заключенных целевых договоров как в системе высшего, так и в системе среднего профессионального образования, а также приведение их структуры в соответствие с потребностями экономики в кадрах», — цитируют Голикову в сообщении.
Отмечается, что введен запрет наличия более одной активной заявки у абитуриента, поступающего по целевой квоте. Также предусматривается введение механизма отложенных обязательств в случае продолжения обучения на следующем уровне высшего образования. Созданы личные кабинеты Минобрнауки и учредителей образовательных организаций для просмотра статистических данных о количестве поданных предложений, заявок и заключенных договорах.
(21.01.2025, https://tass.ru/obschestvo/22930097)
Комментирует эксперт Волгоградского института управления - филиала Президентской академии, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и менеджмента, ответственный секретарь приёмной подкомиссии Волгоградского института управления- филиала РАНХиГС Смолина Елена:
«Минобрнауки разработало проект постановления Правительства Российской Федерации, которое вносит изменения в Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. В числе предложенных изменений - более четкая регламентация предоставления мер поддержки тем студентам, которые проходят обучение в рамках целевого набора. Устанавливается, что меры материального стимулирования предоставляются ежемесячно (в настоящее время периодичность предоставления мер не установлена).
Также Проектом устанавливается, что если в договоре о целевом обучении указан пункт о прохождении гражданином практической подготовки у заказчика или работодателя, то устанавливается обязательство организации и заказчика (работодателя) по заключению договора о практической подготовке. В настоящее время такого обязательства нет, и формально организация может отказаться заключать договор о практической подготовке с заказчиком (работодателем).
Общая тенденция к повсеместной электронной коммуникации обеспечивается и в области заключения договора о целевом обучении. Можно четко утверждать, что преимущественным способом заключения договора о целевом обучении является электронный. Если заявка подана в электронном виде, то заключение договора о целевом обучении также осуществляется в электронном виде. В отдельных случаях договор можно заключить на бумажном носителе.
Такой формат обеспечивает прозрачность процесса приема, однако механизм реализации данного технического компонента нуждается в оттачивании процедур и активном информировании заказчиков. Именно заказчики формируют предложения и запускают процесс приема на целевое обучение, однако значительная их часть не готовы вникать в особенности подготовки договора по причине низкой степени информированности. Обновление пунктов Положения о целевом обучении усиливает интеграцию заказчика в образовательный процесс и повышает степень его ответственности в вопросе формирования целевой кадровой потребности».