Колонка эксперта. Эффективные решения по повышению финансовой грамотности

Финансовая грамотность населения важный фактор развития общества и экономики страны. Правительство создает новые и совершенствует действующие инструменты по укреплению этого показателя, в том числе, для просвещения населения в рамках механизмов долгосрочных сбережений.

К примеру, Методический центр финграмотности университета имени Г. В. Плеханова открыл набор на программу повышения квалификации по культуре долгосрочных сбережений. Программа рассчитана на руководителей и специалистов организаций социального обслуживания и социальной защиты населения, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, общественных некоммерческих организаций, профсоюзных организаций и других лиц, работающих с пенсионерами или имеющих постоянные контакты с ними.

ЦБ в июле начнет пилот по обмену данными с операторами связи для борьбы с мошенниками. Об этом сообщил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.

«История связана с выявлением дополнительных телефонных номеров, которые уже связаны с теми операциями, которые были осуществлены. То есть, когда вы перевели деньги человеку, например, злоумышленнику, на определенные реквизиты, и есть связанные номера. Вот как раз мы и хотим получить информацию по связанным номерам на стороне операторов связи и дополнительно предоставить ее финансовым организациям», — сказал Уваров журналистам в кулуарах XII Петербургского международного юридического форума.

«Есть новые телефонные номера, которые могут использоваться в качестве идентификаторов платежа, если это используется в режиме сервиса быстрых платежей (Системе быстрых платежей - ИФ). Либо если эти телефонные номера связаны с другими реквизитами, счет, карта или еще какие-то, это тоже позволит использовать в процедурах антифрода для предотвращения мошенничества», — добавил он.

По словам директора департамента ЦБ, новый сервис будет развиваться на базе ФинЦЕРТа (специальное структурное подразделение Банка России, от CERT — computer emergency response team, группа реагирования на компьютерные инциденты).

(27.06.2024, www.interfax.ru/russia/968320)

Аудитория общественных и волонтерских мероприятий по повышению финансовой грамотности в России за пять лет превысила 26 млн человек. Об этом сообщил генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Вениамин Каганов в ходе Х конгресса волонтеров финансового просвещения.

«За пять лет уже более 26 млн человек участвовали в тех или иных программах. С каждым годом у нас идет рост проектов, которые мы поддерживаем. В этом году их 130», — сказал он.

По данным АРФГ, в 2023 году охват просветительских мероприятий, реализованных ее грантополучателями, волонтерами, экспертами и партнерами, составил 10,4 млн человек. Таких показателей, по словам Каганова, удалось достичь в результате совместной работы АРФГ, финансовых, образовательных организаций, государственных структур и Банка России, а также порядка 16,8 тыс. волонтеров и экспертов.

(27.06.2024, www.tass.ru/obschestvo/21167161)

Финансовые организации в РФ с 1 июля будут обязаны отвечать на обращения граждан, речь идет о банках, страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, бюро кредитных историй и других организациях.

С 1 июля если в Банк России пишет человек и регулятор видит, что ему не ответили, ЦБ сам отправляет его обращение в финансовую организацию, и тогда она уже обязана отчитаться, что ответила.

Как ранее уточнял ЦБ, обращение, поступившее в Банк России, в течение 7 рабочих дней будет переадресовано в ту финансовую организацию, на действия которой жалуется потребитель. Финансовая организация обязана ответить на поступившее обращение в течение 15 рабочих дней со дня его регистрации (если иной срок не предусмотрен федеральными законами для отдельной категории обращений).

(01.07.2024, www.ria.ru/20240701/finorganizatsii-1956528718.html)

Эксперт Волгоградского института управления - филиала Президентской академии Софья Севостьянова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов об эффективных решениях по повышению финансовой грамотности:

«Июль 2024 года насыщен нововведениями Банка России в области противодействия мошенничеству в финансовой сфере. В совокупности меры, упомянутые выше, действительно способны переломить текущую ситуацию, когда только в I квартале 2024 года количество мошеннических операций выросло почти на 17%. Последним трендом у мошенников является использование новостной повестки и искусственного интеллекта для отъема денег у населения. Главным каналом хищения денег уже третий год остаются онлайн-платежи.

По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, от мошенников страдают люди любого возраста, любого социального статуса и, к сожалению, любого уровня образования, если у них нет специальных финансовых знаний. В этом ключе актуальным является расширение программ повышения финансовой грамотности, несмотря на внушительное количество уже прошедших обучение – 26 млн человек, которые сами теперь являются источником финансовых знаний. Также положительно зарекомендовала себя система волонтеров финансового просвещения, которых на сегодняшний день по данным Ассоциации развития финансовой грамотности насчитывается около 16 тыс. человек. Без мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения указанные выше механизмы противодействия мошенникам попросту не будут работать, так как граждане не будут знать о своих возможностях в сфере защиты личных финансов».