Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС
Справочник по телефонам и email
English version
Версия для слабовидящих
Мы в социальных сетях
НОВОСТИ
ОБ ИНСТИТУТЕ
СТРУКТУРА
АБИТУРИЕНТУ
СТУДЕНТУ
АСПИРАНТУ
 
Анонсы
С 19 по 24 ноября
Неделя ГМУ
Перейти
19 ноября
«Мистер и Мисс ГМУ – 2018»
Перейти
29 ноября
XXIII Региональная конференция молодых исследователей
Перейти
Олимпиада школьников РАНХиГС
Перейти
Олимпиада «Я - профессионал»
Перейти
Объявления
Открытый конкурс для абитуриентов по иностранному языку
Перейти
Открытый конкурс для абитуриентов по истории России
Перейти
Программы дополнительного образования по иностранным языкам
Перейти
Школа кадрового резерва
Перейти
КОНКУРС
на замещение должностей педагогических работников
Перейти
КОНКУРС
научных работников
Перейти
ПРИГЛАШАЕМ
на профориентационное тестирование
Перейти
Региональный
методический центр
по финансовой грамотности
Центр
психологии
благополучия
Студенческое
социологическое
агентство «Мониторинг»
Центр бесплатной
правовой помощи
(юридическая клиника)
Научно-образовательный центр
«Комплексная безопасность»

Всероссийская конференция «Психологическая культура в современном российском обществе»

Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая культура в современном российском обществе» 23-24 апреля 2015 г. (г. Волгоград)

Д.М. Зиновьева, Я. И. Павлоцкая

Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая культура в современном российском обществе», организованная Волгоградским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, была посвящена обсуждению вопросов, связанных с современным состоянием психологической теории и практики, находящих своё отражение в социальной действительности. Конечно, данная тема обсуждалась в рамках работ различных конференций и ранее («Психологическая культура человека: теория и практика» г. Саранск, 2012 г., «Психологическая культура и психологическое здоровье в образовании» г. Барнаул, 2011 г.), однако по-прежнему актуальна потребность в обсуждении основных тенденций, создающих единую картину социально-психологического состояния современного общества. Конференция объединила свыше 100 участников, включая известных учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Рязани, Ростова и других городов, преподавателей различных вузов города Волгограда, психологов-практиков и психотерапевтов из различных социальных и медицинских учреждений. Среди основных направлений работы конференции было обсуждение вопросов, касающихся особенностей психологической культуры в российском образовании и современном обществе, методологических обоснований и подходов к определению психологической культуры личности, актуальных вопросов и направлений психологической теории и практики, образа психолога и место психологии в современном обществе. За два дня работы конференции было проведено пленарное заседание, круглый стол, организована работа трёх тематических секций и трёх мастер-классов.

С пленарными докладами на конференции выступили: Александр Михайлович Медведев, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Волгоградского филиала РАНХиГС, Ирина Валерьяновна Черемисова, доктор психол. наук, зав. кафедрой психологии Волгоградского государственного университета, Фомина Наталья Александровна, доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Дина Муратовна Зиновьева, канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии Волгоградского филиала РАНХиГС, Сергей Анатольевич Цветков, канд. психол. наук, декан факультета управления Владимирского филиала РАНХиГС, Наталья Евгеньевна Водопьянова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, Елена Анатольевна Столярчук, ст. преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, Ольга Витальевна Карина, канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Александр Михайлович Медведев открыл конференцию и выступил с докладом «История психологической культуры в российском обществе и российская культурно-историческая психология». Был проанализирован ход развития отечественной психологии от момента создания первого психологического института до современных тенденций, среди которых прослеживается стремление к конвергенции различных наук о человеке и создание единой психологической антропологии. В рамках культурно-исторической традиции в этом процессе играет феномен со-бытийности и культурного опосредствования.

Ирина Валерьяновна Черемисова в своём докладе «Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе: эстетико-семиотический подход» представила авторскую позицию, которая состоит в том, что музыкально-творческое развитие личности средствами музыкальных шедевров способствует развитию интеллигентности будущих специалистов. Понятием «интеллигент» автор обозначает субъекта интеллектуальной элиты. Особенно остро проблема формирования личной интеллигентности стоит в контексте высшего профессионального психологического образования. Музыка понимается с позиций авторского эстетико-семиотического подхода, как сложный психосемантический текст, наполненный общечеловеческими и личностными смыслами. Шедевры музыкального искусства, выступающие идеалами, являются носителями высоких духовных ценностей и стимулируют гармоничное личностное развитие. С позиций эстетико-семиотического подхода при отборе содержания особое значение придаётся воздействию «живой» классической музыки. Автор подчеркнул, что формирование структуры личной интеллигентности будущего специалиста в образовательном процессе средствами музыкального искусства способствует развитию интеллектуальной элиты в вузах современной России.

Фомина Наталья Александровна в докладе «Системное исследование свойств личности и их речевая диагностика как одно из актуальных направлений в современной психологической науке и практике» обозначила, что современный этап реформирования образования в нашей стране требует значительного повышения психологической культуры научно-педагогических работников, которые должны обеспечивать студентов, как теоретическими знаниями, так и навыками и умениями в реализации профессиональной деятельности, а также способствовать развитию их личности, формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Все это необходимо осуществлять с учетом индивидуальных психологических особенностей. Формирование мотивационной сферы современного молодого поколения тесно связанно с духовно-нравственным развитием их личности и проходит в сложных условиях духовного и нравственного кризиса и утраты верных ориентиров.

Дина Муратовна Зиновьева в докладе «Ключевые ориентиры психологической работы с поколением «текучей современности» представила авторское понимание ключевых принципов психологической помощи в эпоху постмодерна. Клиентский запрос эпохи модерна определен как самоактуализационный, запрос эпохи постмодерна определен как дефицитарный. Отмечается, что экзистенциальный ужас как проблема эпохи в концентрированной форме выражен в виде болезни времени — панических атак. Анализ «текучести» времени и пространства позволил определить сверхзадачу современной психологической помощи как развитие способности укореняться в любой точке пространства. Интерперсональные восстанавливающие отношения представлены как ресурс для современной теоретической и практической психологии. Представлена перспективная схема психологического интерсубъективного эпигенеза личности. Также описана авторская интерпретация интерперсональных аспектов универсальных психоаналитических принципов.

Сергей Анатольевич Цветков в своём выступлении «Экономическая психология: теория, практика, проблемы» обозначил основные этапы и направления становления и развития экономической психологии как науки, обусловленной разработкой теоретических проблем, методического инструментария, проведением прикладных исследований по изучению возрастных, индивидуально-типологических, гендерных и других особенностей субъектов экономической активности. Были обозначены основные психологические проблемы экономической социализации в современных условиях: социализация как социокультурный феномен, индивидуально-психологические характеристики личности как фактор экономической социализации, психология уровня и качества жизни, психология бедности и богатства, формы социализации: целенаправленная, стихийная, самовоспитание, этапы экономической социализации: идентификация, адаптация, индивидуализация, интеграция, сверхнормативная индивидуализация и интеграция, механизмы социализации: рефлексия, убеждение, подражание, внушение, заражение, антиципация, закономерности экономической социализации: социальная фасилитация, ингибиция, конформизм, нонконформизм и др. Кроме вышеперечисленных проблем представляют интерес предпринимательство как вид социально-экономической деятельности с точки зрения психологических характеристик предпринимателя и организационная психология: философия, культура, имидж организации, психология рекламы, психология собственности в плане субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, психология денег и денежного обращения и др.

Наталья Евгеньевна Водопьянова в своём выступлении «Оптимисты и пессимисты в ситуации угрозы потери работы в связи с экономическим кризисом» описала исследование, посвященное поиску ресурсов субъектов труда для преодоления социально-экономических кризисов, начавшихся в 1998, 2008, 2014 годах. Предмет исследования: субъективные оценки трудности (стрессогенности) данных кризисных периодов в Российском обществе и экономике, способов их преодоления и адаптированности к ним активно работающих субъектов с разными жизненными позициями в виде оптимизма, пессимизма и реализма. В рамках исследования получено подтверждение гипотезы о том, что оптимизм как системный конструкт (система позитивных установок, жизнерадостного «умонастроения», мировосприятия и мировоззрения) представляет собой диспозиционный ресурс, оказывает влияние на выбор конструктивных копинг-стратегий и способствует жизнестойкости субъектов труда. В связи с этим психологическая помощь в трудных ситуациях должна быть ориентирована на повышение оптимистичности жизненной позиции личности.

Елена Анатольевна Столярчук в докладе «Стратегии поведения безработных на рынке труда» представила основные модели преодолевающего поведения, стратегии поведения в конфликте, уровень субъективного контроля у безработных разного пола, возраста и уровня образования. Было обозначено, что в целом, безработные используют как конструктивные стратегии поведения: вступление в социальные контакты, целенаправленное использование ресурсов своей межличностной сети, ориентация на профессиональное образование или переквалификацию по востребованным на рынке труда специальностям, так и неконструктивные осторожное, защитное, избегающее поведение. В ходе проведенного исследования было получено, что у безработных преобладают избегающие, осторожные стратегии поведения, что подтверждает одну из гипотез исследования. Средний и высокий уровни субъективного контроля безработных дают основания отклонить нашу гипотезу о низком уровне субъективного контроля. Это может быть объяснено тем, что в исследовании приняли участие безработные, которые стремятся повысить свой образовательный уровень или сменить профессию, что свидетельствует об ответственности человека за свои успехи в профессиональной деятельности и о желании изменить ситуацию в лучшую сторону посредством собственных усилий.

Ольга Витальевна Карина в своём выступлении «Профессиональное самоопределение как компонент социальных ожиданий в молодежной среде» определила проблему самоопределения молодого поколения как одну из самых актуальных для современного российского общества. Современные средства массовой информации транслируют много информации о профориентационной работе, профессиях, специфике Российских вузов, но, как и много лет назад, молодые люди, стоящие перед выбором профессии испытывают тревожность, растерянность после окончания школы. Проблема состоит в том, что молодые люди не всегда свои ожидания соотносят с реальностью, поэтому полученный результат порой расходится с их ожиданиями. В результате чего возникает феномен прокрастинации. Молодые люди, завышая свои возможности, стараются важные цели отложить «на потом». Такое откладывание в юношеском возрасте проявляется двояко: с одной стороны, наступает мобилизация внутренних ресурсов личности при экстренной реализации намеченных целей, а с другой стороны развивается личностная тревога, страх за свое будущее, и вследствие чего, снижается уровень самоэффективности. Несоответствие с экспектациями снижает мотивацию молодых людей, и возникает возможность активно манипулировать их сознанием. Манипулятивные действия, совершаемые обществом, снижают критичность восприятия информации и ограничивают свободу мысли молодых людей. Такая пассивная жизненная позиция влияет не только на профессиональное самоопределение, но и на личностное самоопределение в целом.

В ходе работы круглого стола «Современные направления психологической помощи: интеграция и дифференциация» были обозначены ключевые тенденции в развитии психологической практики. Обсуждение актуальных вопросов и проблем специалистами различного профиля — психологов-консультантов, психотерапевтов, психиатров, психодиагностов, социальных работников, в том числе позволило наметить пути возможной консолидации при оказании многоплановой и всесторонней помощи личности. Заложены основы для работы постоянной дискуссионной площадки для психологов-практиков, психотерапевтов г. Волгограда, которая начнет свою работу с осени 2015 года.

Работа секции «Психологическое здоровье и психологическая культура личности» была посвящена обсуждению детерминант психологического здоровья и благополучия личности. Были рассмотрены такие феномены социально-психологической действительности как типы психологического благополучия личности (Я. И. Павлоцкая), позитивное здоровье (О. О. Фомина), субъективный опыт личности (Н. Е. Шустова), прокрастинация в контексте жизненного выбора (М. А. Киселева), психологическое выгорание в различных сферах деятельности (А. С. Шубина, А. С. Гордиенко), проявление бессознательных архетипических тенденций в юношеском возрасте (А. С. Мурушкина), проблема развития творческого мышления у детей (М. М. Табакова), специфика детско-родительских отношений в семье с ребёнком-инвалидом (Г. О. Вилков).

В рамках работы секции «Образ психолога и место психологии в современном обществе: мифы, стереотипы, представления» обсуждались ключевые тенденции в восприятии деятельности психолога в обществе, роль психологии в системе социогуманитарных наук и практик. Особенно дискуссионной стала тема наличия определённых мифов о возможностях и границах психологическом помощи, трудности для неспециалистов разграничения психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи. В обсуждении приняли участие Е. А.  Выгинная, И. В. Терелянская, А. М. Харитонова, С. Г. Крымина, Н. Н. Бочарова, А. И. Завгороднева.

В рамках работы секции «Психологическое просвещение молодёжи как средство развития психологической культуры». Студенты, магистранты, аспиранты различных вузов представили результаты своих исследований, темы которых находятся в широком спектре от проблем обучения до экзистенциальных проблем смерти. В силу возрастных задач участников секции значительную дискуссию вызвало выступление А. В. Терентьева. Александра Владимировича, психолога Психологического центра «Сфера», г. Волжский, на тему «Влияние эмоционально зависимых отношений на формирование готовности молодых людей к семейной жизни». На высоком теоретическом уровне был выполнен доклад Савело Анны Владимировны, магистранта ВФ РАНХиГС «Личностный хронотоп сознания и его культурно-исторические опосредования». Ведущая секции Зиновьева Д. М. отметила искреннюю преданность молодых исследователей различных вузов страны психологическому знанию и готовность проводить систематические научно-практические исследования. Живое соучастие и интерес к исследованиям молодежи проявила Фомина Н. А. , которая своими вопросами способствовала интерактивности и научности дискуссии.

На мастер-классе И. В. Терелянской, канд. психол. наук, старшего преподавателя кафедры психологии Волгоградской государственной академии физической культуры «Куклотерапия как средство формирования смысложизненных ориентаций личности» участники с удовольствием создавали своими руками куклы. Процесс создания кукол позволил понять некоторые психологические и воспитательные аспекты русских игровых традиций, так и соприкоснуться с собственной фемининностью и осознать степень психологической зрелости своей анимы.

На мастер-классе психолога-консультанта А. И. Завгородневой «Некоторые аспекты групповой психотерапии травмы» были обсуждены основные направления оказания психологической помощи, участники смогли охарактеризовать процесс сопровождения клиента, отметить его особенности.

На мастер-классе «Оказание практической помощи специалистам-психологам при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних лиц» доцент кафедры психологии Волгоградского филиала РАНХиГС В. В. Крутова поделилась своим многолетним опытом в сфере юридической психологии и проведения экспертиз.

Завершилась конференция подведением итогов и обсуждением ключевых результатов, к которым можно отнести следующие: с учетом конкуренции в поле психологической культуры множества парадигм необходима постоянная поддержка со стороны научного сообщества полипарадигмального диалога; полипарадигмальный диалог позволит создавать интегративную система координат, в то же время не стирающую концептуальных различий между парадигмами; идеальная цель помощи людям независимо от парадигмы предполагает интерперсональные отношения, сотрудничество, позитивное внимание, учет соматических паттернов и концептуальную схему работы как рациональную основу.

 

 

Яндекс.Метрика   Индекс цитирования   НА ГЛАВНУЮ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ | ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© Волгоградский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»